loading... ГлавнаяПроцесс управления качеством

Процесс управления качеством



Если говорить о России, то можно выделить несколько причин, почему
целесообразно внедрять процесс управление качеством в организации:


1. Низкое качество продукции.
2. Высокая себестоимость продукции.
3. Технологическая отсталость.
4. Морально и технически устаревшее оборудование.
5. Высокая затратная стоимость производства.
6. Плохая логистика и не соблюдение сроков поставок.
7. Дефицит квалифицированного персонала.

8. Кабальные условия кредитования и налогообложения.

Мировой опыт показывает следующие результаты внедрения
инструментов процесса управления качеством:

- Рост производительности труда на 35-70%;
- Сокращение времени производственного цикла на 25-90%;
- Сокращение брака на 58-99%;
- Рост качества продукции на 40%;
- Увеличение времени работы оборудования в исправном состоянии до
98,87%;
- Высвобождение производственных площадей на 25-50%


Немного истории


В послевоенной Японии уровень спроса и покупательской способности населения в экономике находился на низком уровне, уровень экспорта составлял не более 1,3 % от мирового. Побывав в США и ознакомившись с системой работы супермаркета, Таиши Оно – отец основатель Производственной системы Тойота, пришёл к выводу, что производство продукции должно основываться не на планируемых объёмах продаж (стратегия выталкивания), а на реальном спросе (стратегия вытягивания).Создайте начальное вытягивание путем производства и вытягивания небольших партий, постепенно загружая работой, задающий ритм процесс.Именно Таиши Оно объединил все передовые методы повышения эффективности производства в стенах завода Тойота. На базе разработок уже существовавших научных школ, Таиши Оно построил свою собственную, уникальную систему, которая получила название Производственная Система Тойота или Toyota Production System (TPS).
Основанная на Производственной системе Тойота, система бережливого
производства включает в себя множество других методов повышения
эффективности производства. Впоследствии Таиши Оно спрашивали, что вдохновило его на создание Производственной Системы Тойота (ПСТ), на что он отвечал: Я узнал всё из книги Генри Форда.

Однако именно масштаб, точность и непрерывное совершенствование ПСТ позволили ей стать основополагающим элементом Бережливого производства, основное преимущество которого заключается в следовании своему собственному золотому правилу: Максимальный эффект достигается лишь при непрерывном совершенствовании.

В России менеджмент качества развивался своим путем и одним из ярких представителей. Разработки и труды в этой области делал А.К. Гастев – русский теоретик научной организации труда и руководитель Центрального института труда считал, что главную роль в работе предприятия играет человек, эффективность организации начинается с личной эффективности каждого человека на рабочем месте.

В настоящее время существует огромное количество методов описания
бизнес-процессов, развивающихся параллельно с растущими задачами и усложнением современных организаций: в виде таблиц, текста или используя графические приемы. Графические способы сегодня признаются наиболее оптимальными благодаря образности и наглядности.
В Рекомендациях «Методика менеджмента процессов в системе качества» Р 50-601-46-2004 в простой форме рассматриваются вопросы практического применения процессного подхода к планированию и обеспечению процессов в системе менеджмента качества, управлению ими и их улучшению.
С практической точки зрения могут быть предложены следующие шаги
по постановке менеджмента процессов на основе изложенного в
Рекомендациях подхода.


Общие положения


Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция,
применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем
менеджмента качества или документации.
Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования


Процессный подход


Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент
процессов могут считаться "процессным подходом".
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных
процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:


а) понимания и выполнения требований;
б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.


Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований.



Примечание - Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл Деминга:«планирование - действие - проверка - воздействие»

"Plan - Do - Check - Act" (PDCA).Цикл PDCA можно
кратко описать так:


планирование (plan) - разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с
требованиями потребителей и политикой организации;
осуществление (do) - внедрите процессы;
проверка (check) - постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и
требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;
действие (act) - предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.

Система менеджмента качества, разрабатываемая на основе требований
стандарта ИСО 9001:2000 кардинально отличается от традиционных систем управления. Основным отличием является внедрение процессного подхода к деятельности и организации документооборота предприятия, основанная на новых принципах.
Основным требованием стандарта ИСО 9001:2000 является наличие
документированной системы менеджмента качества, что определяет не только создание дополнительных документов, таких как Руководство по качеству, Цели и Политика в области качества, обязательных документированных процедур, но и механизмов разработки, внедрения документации системы менеджмента качества, внесения изменений и переутверждения данных документов. Следует также отметить, что и новая, и существующая на предприятиях документация, относящаяся к системе менеджмента качества, имеет свои особенности в оформлении и содержании.

С практической точки зрения могут быть предложены следующие шаги по постановке менеджмента процессов на основе изложенного в Рекомендациях подхода.

Шаг 1 Описание основного производственного цикла компании. Выполняется командой высших руководителей.

ШАГ 2 - Планирование процесса управления качеством.

ШАГ 3 - Обеспечение процесса управления качеством.

Необходимо оценивать результативность и эффективность процесса управления качеством.

ШАГ 4 - Управление процессом качества.

Процесс, определённый на первом шаге, необходимо поддерживать в управляемом состоянии.

ШАГ 5 - Улучшение процесса,выполняется группой по улучшению.

Все участники этой деятельности должны принять идеологию PDCA (п. 6.1), выбрать один из практических циклов улучшения для планирования работы группы, например, цикл В.Н.И.И.С. (п. 6.2), освоить и применить на практике методику описания процесса для его анализа и стандартизации (п. 6.3).

Там, где система качества соответствует ГОСТ Р ИСО 9001 [2], уже определены процессы, необходимые для СМК, их взаимосвязь, методы оценки результативности и т.д. На практике возможны ситуации, когда первые шаги выполнены и работа начинается с шага 2, 3 или другого. В таком случае необходимо убедиться в полноте реализации предыдущих шагов.

Пройдя все шаги для каждого процесса и используя положения данных Рекомендаций, с большой уверенностью можно будет говорить о надлежащей постановке в организации менеджмента процессов СМК. Дальнейшая задача будет состоять в поддержании этой системы в рабочем состоянии путём периодического повторения этапов планирования, обеспечения, управления и улучшения всех её процессов.

Управление процессами качества, с помощью показателей (характеристик) может проводиться двумя способами. Один из них заключается в том, что сразу после определения значения показателя (характеристики) и выявления его отклонения от допустимого значения осуществляется регулирующее воздействие. Другой способ состоит в сборе значений показателей (характеристик) процесса в течение определенного промежутка времени, определении тенденции (тренда) изменений процесса и корректировке этого тренда при необходимости. В какой форме будет происходить сбор и анализ показателей процесса, зависит от самих показателей (характеристик), при этом форма должна соответствовать особенностям и потребностям рассматриваемого процесса.

Планирование процесса управления качеством: часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

Примечание - Разработка планов процессов управления качеством может быть частью планирования качества;

Управление качеством: часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству;

Обеспечение качества: часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены;

Улучшение качества: часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

Примечание - Требования могут относиться к любым аспектам, таким как результативность, эффективность или прослеживаемость;

Цели в области управления процессами качества: цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества.

Примечания

1 Цели в области процессов управления качеством обычно базируются на политике организации в области качества.

2 Цели в области процессов управления качеством обычно устанавливаются для соответствующих функций и уровней организации;

Несоответствие: невыполнение требования;

Результативность: степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов;

Эффективность: связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами;

Коррекция: действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия.

Примечания

1 Коррекция может осуществляться в сочетании с корректирующим действием.

2 Коррекция может включать, например переделку или снижение градации;

Корректирующее действие: действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

Менеджмент процесса с позиций стандартов ИСО серии 9000

Для раскрытия содержания понятия менеджмента процесса возможно и удобно воспользоваться логикой стандарта ГОСТ Р ИСО 9000, в соответствии с которой менеджмент качества обычно включает в себя планирование качества, обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества.

Поскольку в соответствии с вышеназванным стандартом и менеджмент качества, и процесс - это деятельность, то по отношению к процессу менеджмент также исчерпывается этапами его планирования, обеспечения, управления и улучшения.




Похожие статьи

Back to top